Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
В середине «десятых» после изменения банкротного законодательства кредиторы начали активно решать проблемы за счет руководителей и собственников обанкротившегося бизнеса: их привлекают к субсидиарной ответственности, заставляя выплачивать долги подконтрольной компании. После нескольких лет постоянное расширения круга привлекаемых к субсидиарке замедлилось, а контролирующие лица получили новые средства для защиты. Кроме того, теперь бенефициарам сложнее прятаться за номинальными директорами.
После существенного изменения закона «О банкротстве» в части субсидиарной ответственности шесть лет назад практика сперва заметно качнулась в сторону ужесточения по отношению к контролирующим должника лицам
«КДЛ порой пытаются отменить решения, устанавливающие требования кредиторов, спустя несколько лет после вступления в силу актов о привлечении к субсидиарной ответственности», — комментирует управляющий партнер Центра по работе с проблемными активами Зоя Галеева. Например, такую попытку предприняла экс-руководительница компании «Веста Спб», обанкротившейся десять лет назад. В 2019 году ее привлекли к субсидиарке и заставили отвечать по долгу перед фирмой «Дженерал Аттачмент», подтвержденному судом в 2013 году. В марте 2023 года, после решения ВС по делу «Уссурийского», руководительница подала апелляцию на решение по спору с кредитором. Суды отказались рассматривать ее жалобу, сославшись на пропуск давности, который КДЛ посчитала с даты вынесения определения ВС.
Тем не менее обоснованные жалобы КДЛ на судебные акты о включении требований кредиторов, поданные в пределах исковой давности, суды удовлетворяют, отмечает Галеева. Так произошло в деле № А40-77876/2020, где экс-руководитель в апелляции смог вернуть в конкурсную массу обанкротившейся компании больше 2 млн руб.
Подробнее на Право.ру
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки