
Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
В июне 2009 г. Игорь Тутыхин заключил с ООО «Монолит-град-строй» договор долевого участия в строительстве однокомнатной квартиры по цене 1,8 млн рублей. Однако в дальнейшем ООО «Монолит-град-строй» обанкротилось.
В июле 2021 г. требование Тутыхина о передаче квартиры было включено в реестр требований кредиторов общества в рамках дела о его банкротстве. В январе 2022 г. Фонд развития территорий выплатил Тутыхину как участнику строительства возмещение в размере 3,7 млн рублей.
В феврале 2024 г. Тутыхин обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о внесении в реестр изменений в части учета убытков в сумме 6,3 млн рублей, причиненных нарушением обязательства по передаче жилого помещения.
Суды трех инстанций отказали Тутыхину, посчитав, что после выплаты возмещения Фондом он перестал быть участником строительства. Тутыхин подал кассационную жалобу в Верховный Суд, который решил рассмотреть этот спор.
Арбитражный суд города Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа отказали в удовлетворении заявления Тутыхина. Суды исходили из того, что в связи с выплатой Фондом развития территорий возмещения требования Тутыхина были признаны погашенными и исключены из реестра, а сам он перестал быть участником строительства. Поэтому, по мнению судов, отсутствуют основания для внесения изменений в реестр по заявлению Тутыхина.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, Тутыхин указал, что выплата Фондом развития территорий денежных средств сама по себе не ведет к полному возмещению убытков участника строительства. Он обратил внимание, что сумма убытков в виде реального ущерба, подлежащая включению в реестр, рассчитанная на основании п. 2 ст. 201.5 Закона о банкротстве, не идентична размеру возмещения, выплачиваемого Фондом.
Закон о банкротстве предполагает оценку стоимости жилого помещения в объекте, строительство которого окончено, в то время как Фонд применяет методику, утвержденную постановлением Правительства от 7 октября 2017 г. № 1233 «Об утверждении Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд развития территорий», и оценивает стоимость жилого помещения в объекте незавершенного строительства.
Верховный Суд указал, что требование участника строительства учитывается в реестре, при этом одновременно в реестре отражается денежная сумма, подлежащая выплате участнику строительства. Законом определен момент актуализации цены договора о передаче жилого помещения – на момент открытия первой процедуры банкротства застройщика.
Заявление Тутыхина направлено на установление надлежащего денежного эквивалента обязательства застройщика передать вещь в натуре. Конкурсный управляющий должен был самостоятельно осуществить действия по исчислению денежного эквивалента на основании отчета оценщика.
Алексей Потолицын, партнер ЮК «Центр по работе с проблемными активами», отметил, что ВС РФ вынес прецедентную позицию, связанную с защитой прав дольщиков.
«Ранее размер компенсации не учитывал фактический ущерб и стоимость готового жилья. Хотя по правилам Закона о банкротстве требование участника включает не только сумму переданных средств, но и величину удорожания квартиры на момент введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве застройщика (п. 2 ст. 201.5 Закона о банкротстве). Таким образом, предъявленное требование должно автоматически актуализироваться в рамках дела о банкротстве», – пояснил он.
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки