
Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
Субсидиарная ответственность по-прежнему остается одним из самых эффективных инструментов взыскания долгов, несмотря на наблюдаемый некоторыми экспертами отход «повальной» субсидиарки. Эксперты отмечают, что суды стали более тщательно подходить к исследованию обстоятельств дела и роли каждого контролирующего лица. Однако у руководителей и бенефициаров компаний появились новые поводы для беспокойства: расширение практики привлечения к ответственности по долгам «брошенных» компаний, а также распространение банкротных презумпций на внебанкротные споры.
Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что в последнее время наметилась тенденция к снижению случаев «повальной» субсидиарной ответственности. Однако оценки масштабов этого снижения разнятся.
По данным Федресурса за первое полугодие 2024 года, количество поданных заявлений о привлечении контролирующих должника лиц (далее – КДЛ) к субсидиарной ответственности составило 3217 против 3260 заявлений за аналогичный период 2023 года – разница на уровне погрешности. Показатель количества привлечённых к ответственности контролирующих лиц составил 2426 против 2599 за аналогичный период 2023-го – здесь снижение чуть заметнее, порядка 5%.
Михаил Ковалев, ведущий эксперт Центра по работе с проблемными активами, отмечает, что тенденция к снижению повальной субсидиарной ответственности в этом году продолжается. По его словам, суды при рассмотрении данной категории споров отходят от формального подхода и, как правило, устанавливают все обстоятельства дела, необходимые для вынесения корректного решения, а также устанавливают действительных владельцев и руководителей бизнеса.
Подробнее в ПРАВО.РУ
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки