
Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
ООО «ПрофСтройМеталл» признали банкротом. Владимир Васютин был участником компании, а Жанна Шевцова – директором в период с 2 октября по 7 ноября 2017 г. Евгений Федоров был следующим директором.
Суды первой и апелляционной инстанций по требованию конкурсного управляющего привлекли Шевцову, Васютина и Федорова к субсидиарной ответственности: Васютина как учредителя, а Шевцову и Федорова за непередачу документов управляющему. С них солидарно взыскали 277,6 млн рублей в пользу «ПрофСтройМеталла».
Шевцова обратилась в кассацию. Заявитель указала, что долги возникли до ее прихода, она руководила недолго и надо снизить сумму ее ответственности. Также Шевцова заявила об аффилированности кредиторов «ПрофСтройМеталла» – ООО «Банк «Оранжевый» и ООО «Тароид», чьи требования, по ее мнению, надо исключить из субсидиарки.
Суды указали, что к моменту назначения Шевцовой директором у «ПрофСтройМеталла» имелись крупные неисполненные обязательства. Однако они не стали снижать размер ее ответственности, поскольку ранее, привлекая контролирующих лиц к «субсидиарке», не устанавливали их совместность действий и достаточность вины каждого.
Суды отклонили довод об аффилированности ООО «Банк «Оранжевый» и ООО «Тароид» с «ПрофСтройМеталлом», поскольку этот факт не был установлен ранее при привлечении к ответственности и включении требований в реестр.
Кассация отметила, что суды ограничились только ссылкой на включение требований ООО «Банк «Оранжевый» и ООО «Тароид» в реестр, не дав оценки нестандартному поведению кредиторов в виде выдачи крупных кредитов без ликвидного обеспечения. Довод об уменьшении субсидиарной ответственности из-за аффилированности кредиторов подлежал проверке по существу, а суды ее не провели.
При рассмотрении другого спора ранее были выявлены признаки аффилированности ООО «Банк «Оранжевый» и ООО «Тароид» с «ПрофСтройМеталлом». Банк не подтвердил реальность залогового обеспечения под многомиллионные кредиты. Значительная часть займов не была возвращена должником, а право требования долга в 114,9 млн рублей было переуступлено ООО «Тароид». При этом у банка и «Тароида» один учредитель – Патенко С.В. Эти доводы не были опровергнуты документально.
Также суды не проверили, когда возникли требования кредиторов. Как минимум долги на общую сумму около 69 млн рублей образовались за несколько месяцев до назначения Шевцовой. В другом деле установлено, что к ноябрю 2017 г. у «ПрофСтройМеталла» были неисполненные обязательства свыше 260 млн рублей и признаки имущественного кризиса. Это надо было учесть при определении доли ответственности Шевцовой.
Ольга Анисимова, исполнительный директор Юридической компании «Центр по работе с проблемными активами», отметила, что в практике нечасто встречаются ситуации, в рамках которых суд определяет размер долевой субсидиарной ответственности пропорционально периодам осуществления ответчиками фактического контроля над компанией. То же самое можно сказать и в отношении причиненного каждым из ответчиков вреда – доли каждого из ответчиков может быть невозможно установить (например, при совершении совместных действий).
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки