
Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
Ирина Межуева, ведущий эксперт Центра по работе с проблемными активами приняла участие в спецсессии «Коммерсанта» «Право в эпоху суверенитета: как юристы помогают бизнесу, бенефициарам и государству», которая прошла в Санкт-Петербурге на полях ПМЮФ.
Ирина подняла проблему коллизии уголовного и банкетного арестов, а также рассмотрела актуальную судебную практику, касающуюся соотношения ст. 115 УПК РФ и ст. 126 Закона о банкротстве. Спикер отметила, что данный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного суда еще в 2011–2012 годах. Однако правовая неопределенность в указанном вопросе сохранятся и по сей день.
Также Ирина обратила внимание на знаковое дело Олега Сметанина (№А33-18794/2021), рамках которого ВС РФ сделал важные выводы, касающиеся того, что:
- требование о возмещении имущественного вреда, удовлетворенное в приговоре при разрешении гражданского иска, не имеет приоритета перед аналогичным требованием, разрешенным в порядке гражданского судопроизводства;
- принудительное исполнение судебных актов по имущественным требованиям к несостоятельному должнику, включая подтвержденные приговором суда, идет в деле о его банкротстве;
- ни УПК РФ, ни Закон о банкротстве не дифференцируют требования кредиторов в зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения, которым причинен имущественный вред. Поэтому кредиторы обязательству из деликта (преступления) считаются такими же, как и те, чьи требования возникли по другому основанию. Все они удовлетворяются в составе третьей очереди реестра.
Подводя итоги, Ирина отметила, что в 2025 году Верховный суд направил сразу три запроса в Конституционный суд с целью проверки норм УК, УПК и ФЗОБ на соответствие Конституции.
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки