Взыскание проблемной задолженности с последующей корпоративной реорганизацией и реструктуризацией обязательств должника
Арбитражный суд Центрального округа в рамках длящегося уже почти семь лет банкротства разорившегося орловского банка «Церих» отменил решения двух нижестоящих инстанций, вынесших постановления о взыскании около 510 млн руб., €72 тыс. и $66 тыс. с «контролирующих лиц» банка. Таким образом, расплаты по его убыткам избежали некрупный акционер и врио председателя правления банка в 2015 году Наталья Горбылева, экс-зампред правления Кирилл Котляров, бывший член правления Галина Жаворонкова.
Кассационный суд отменил решения первой инстанции и апелляции лишь частично. Всего государственное агентство по страхованию вкладов (АСВ), выступающее в банкротстве конкурсным управляющим, требовало привлечь к субсидиарной ответственности по долгам «Цериха» шесть его менеджеров (суды затем переквалифицировали эту меру в более мягкое и предполагающее меньшее число имущественных ограничений взыскание). В отношении экс-члена совета директоров Владимира Толкачева, как следует из опубликованного постановления кассации, решение суда о взыскании осталось, а бывший член правления Роман Лебединский избежал его еще в первой инстанции.
Ответственность за убытки «Цериха» АСВ и суд ранее возлагали и на экс-председателя правления банка Жанну Воробьеву, но в 2021 году, до окончания банкротства, она умерла. У госпожи Воробьевой не было наследников и, как установил арбитраж, «наследственного имущества», поэтому из числа ответчиков ее впоследствии исключили.
Как сообщается в опубликованной резолютивной части постановления суда, эпизод о взыскании теперь должен быть направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд Орловской области. Полное постановление кассации еще не опубликовано, поэтому мотивировка суда остается неясной.
Кассационный суд, по словам одного из источников, «фактически согласился с тем, что менеджеры подписывали кредитные документы лишь формально, исполняя волю владельцев банка, а реальных возможностей повлиять на решения они не имели».
Зоя Галеева, изучившая материалы дела, считает, что суды не увидели связи между действиями управленцев и непосредственно разорением банка: «АСВ просило привлечь их к субсидиарной ответственности, но для этого действия топ-менеджеров должны были стать основной причиной банкротства «Цериха»».
Подробнее в
Укажите вашу почту, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки